Смешать... Но не взбалтывать
Смешать... Но не взбалтывать
24 апреля 2013

Небольшой, но очень полезный гайд по режимам смешивания

Свой опыт работы с Photoshop я могу разделить на два очень важных этапа. Первый — это когда я ничего не знал о режимах смешивания (Blending Modes) и использовал их, как дикарь использует ядерную боеголовку — для колки кокосовых орехов. И второй этап — когда я осознал все возможности, которые лежат за режимами смешивания, и процесс обработки фотографий все чаще и чаще стал приносить мне радость и удовлетворение. Все-таки знания — это великая вещь. Особенно в руках дикаря...

Я уверен, что многие используют режимы смешивания, как это когда-то делал и я — просто перебирают их друг за другом в поисках чего-то наиболее подходящего. Иногда это удается, но чаще всего результат оставляет желать лучшего. В конце концов в арсенале каждого фотографа оказывается несколько удачных вариантов, которые ему посчастливилось обнаружить просто вследствие теории вероятностей. На этом изучение режимов смешивания обычно и заканчивается. Тайна остается нераскрытой. А на самом деле там нет ничего сложного — достаточно уловить основную идею того, как работают режимы смешивания, и вы сможете использовать эту возможность Photoshop намного эффективнее. Вам даже не обязательно запоминать, как работает каждый конкретный режим — нужно просто разобраться с принципом, по которому эти режимы объединены в группы. Вот с этого мы и начнем.

Режимы затемнения

Первая группа режимов смешивания характеризуется тем, что при их применении изображение становится темнее. Разница между этими режимами только в методе, с помощью которого они затемняют изображение, а общее между ними в том, что белые участки активного слоя становятся абсолютно прозрачными. Режим Darken(затемнить) работает следующим образом — Photoshop сравнивает яркость пикселей текущего слоя (лежащего сверху) и всех слоев, лежащих под ним, и отображает только те пиксели, которые темнее. То есть из всего активного слоя останутся только те участки, которые темнее лежащего внизу изображения, а остальные участки верхнего слоя станут просто прозрачными.

Следующий режим Multiply (умножить) тоже затемняет изображение, но делает это иначе. Результат воздействия этого режима выглядит так, как если бы два изображения напечатали на одном листе бумаги — одно поверх другого. Представьте себе действие этой операции как наложение одного слоя чернил на другой. Наложение... Умножение.Вот и запомнили. Обычно после применения этого режима изображение становится очень темным. Но еще темнее (гораздо темнее!) оно становится в результате применения Linear Burn (линейное выжигание). Данный режим действует почти так же, как Multiply, с той лишь разницей, что в этот раз Photoshop „чернил не жалеет“ и они (чернила) толстым слоем покрывают бумагу и друг друга (вы еще не запутались? Чернила — это метафора!). После применения Linear Burn изображение может стать практически черным. Зачем это нужно? Да, собственно, почти и не нужно. А о тех редких исключениях, когда такой режим может все-таки пригодиться, мы поговорим позднее. Ну и четвертый режим затемнения, Color Burn (цветовое выжигание), тоже действует как Multiply, но одновременно усиливает и насыщенность изображения.

Режимы осветления

Действие всех режимов осветления прямо противоположно действию режимов затемнения — они осветляют изображение, а черный цвет активного слоя становится при их применении прозрачным (вы еще помните, что у режимов затемнения прозрачным становится белый? Ну хорошо, а то я уже забеспокоился).

В режиме Lighten (осветлить) Photoshop тоже сравнивает яркость пикселей активного слоя с яркостью пикселей лежащего под ним изображения и отображает лишь те, что светлее. В результате на активном слое остаются только те участки, которые светлее лежащих под ним слоев, а все остальное становится... правильно, прозрачным. Режим Screen(экран) осветляет изображение гораздо сильнее. Результат воздействия этого режима выглядит так, как если бы два диапроектора навели на одно и то же место на стене — то есть один световой поток накладывается на другой. Если вам не нравится аналогия с диапроекторами, их можно заменить фонариками.

В любом случае, действие этого режима аналогичноналожению двух световых потоков. Свет... На стене... На экране. Экран. Запомнили? После применения режима Screen изображение становится достаточно светлым. Но в результате примененияLinear Dodge (линейное маскирование) оно может стать практически белым. Ну а режим Color Dodge(цветовое маскирование) не только осветляет изображение, но и усиливает насыщенность цвета(да, я знаю, что вы уже сами догадались).

Режимы контраста

В отличие от режимов затемнения и осветления, которые воздействуют либо на темные, либо на светлые участки изображения, режимы контраста воздействуют и на те, и на другие. В результате чего и происходит усиление контраста. Самым основным и, конечно, наиболее часто используемым режимом контраста является режим Overlay(перекрытие). В этом режиме все пиксели активного слоя с яркостью 50% серого становятся совершенно прозрачными. Пиксели, которые светлее 50-процентного серого, будут осветлять лежащее под текущим слоем изображение, а те, что темнее, — затемнять. Все остальные режимы контраста являются комбинацией режимов осветления и затемнения. Например, режим Hard Light (жесткий свет) является комбинацией режимов Screen и Multiply. Режим Vivid Light (сочный свет) является комбинацией режимов Color Dodge и Color Burn, аLinear Light (линейный свет) — комбинацией режимов Linear Dodge и Linear Burn. Pin Light(точечный свет) — это комбинация режимов Lighten и Darken. Хотя на самом деле вам совсем не обязательно запоминать, какой режим на основании какой комбинации получился. Вам достаточно знать, что все эти режимы служат для усиления контраста и что при их применении все участки активного слоя, содержащие 50% серого, становятся абсолютно прозрачными. Это очень важно. Именно на этом свойстве режимов контраста строится большинство приемов, в которых эти режимы применяются. Итак, 50% серого — это абсолютно прозрачно. Запомнили? В повседневной работе вы чаще всего будете использовать три режима контраста — Overlay, Soft Light и Hard Light. Из них Soft Light дает самый мягкий эффект (легко запоминается: мягкий свет — мягкий эффект). Hard Light дает наиболее сильное усиление контраста, а воздействие Overlay — где-то между мягким и жестким светом. Это знание вам пригодится, когда, подбирая параметры очередного эффекта с применением режима контраста, вы захотите усилить или ослабить его воздействие — прежде чем менятьOpacity (непрозрачность) слоя, попробуйте просто выбрать другой режим контраста.

Режимы сравнения

Есть два специальных режима смешивания, которые на самом деле служат для вспомогательных целей при обработке изображений, хотя некоторые фотографы и умудряются использовать их в художественных целях. Я, безусловно, не могу вам запретить поступать также, но мне хотелось бы, чтобы вы знали об истинном предназначении этих режимов. А основное назначение их в том, чтобы с точностью до пикселя совмещать различные фрагменты изображения при создании коллажей, монтажа или панорамных снимков. Те, кто не догадываются об истинном предназначении режимов Difference (разница) и Exclusion (исключение), обычно выравнивают фрагменты изображения относительно друг друга, понижая непрозрачность одного из слоев. Этот способ позволяет добиться определенных успехов, хотя идеальной точности совмещения и не дает.

Легко добиться идеального совпадения можно лишь с помощью режима Difference. В этом режиме пиксели активного слоя сравниваются с лежащим внизу изображением и при полной идентичности отображаются черным цветом. То есть при идеальном совмещении одного фрагмента с другим с помощью режима Difference изображение станет абсолютно черным. При несовпадении вы будете видеть белые контуры и разноцветные несовпадающие участки.

А и B  -две картинки с разной экспозицией, которые нужно совместить, чтобы затем создать фотографию с более широким динамическим диапазоном. На картинке C не произошло совмещение изображения, а на картинке D обе фотографии совмещены с точностью до пиксела.

Обычно я переключаюсь в режим Difference и, удерживая клавишу Ctrl (для Mac — Command), с помощью мышки совмещаю два слоя. Если добиться идеального совпадения не получается, я увеличиваю изображение до ста процентов (Ctrl/Command-Alt/Option-0) и, удерживая клавишу Ctrl (для Mac — Command), добиваюсь совпадения уже с помощью стрелок на клавиатуре. Режим Exclusion во многом похож на Difference, но он пытается сохранить на активном слое участки 50-процентного серого без изменений. При совпадении изображение не становится абсолютно черным, и контуры элементов легко читаются.

 

Режимы составляющих цвета

Ну и последнюю группу режимов смешивания я бы еще назвал ограничительной. Дело в том, что с помощью этих режимов можно ограничить, какие составляющие активного слоя будут использованы в процессе смешивания. Например, вы можете наложить на изображение только цвет текущего слоя или наоборот — только яркость его пикселей без воздействия на цвет.

Применение режима Luminosity (яркость) на активном слое накладывает на лежащее внизу изображение только яркостную составляющую текущего слоя. Это бывает очень полезно, когда в результате ваших манипуляций с яркостью или контрастом происходит одновременный сдвиг цветовых характеристик изображения. Например, вы меняли контраст фотографии с помощью Curves(кривых), и вместе с изменением контраста (что вас абсолютно устраивает) произошло изменение цвета (что вас уже не устраивает). Решение проблемы элементарно: создаете Adjustment Layer(корректирующий слой) с созданной вами кривой и меняете у этого слоя режим смешивания на Luminosity. И все. Контраст меняется, а цвет — нет. Аналогично можно поступать и с цветом — корректируя цвет или насыщенность с помощью корректирующего слоя типа Hue/Saturation (тон/насыщенность) или Color Balance (цветовой баланс), вам достаточно выбрать нужный режим смешивания, чтобы ваши изменения затронули только одну составляющую — именно ту, что вы и корректировали. Если вы выберите режимSaturation (насыщенность), то изменения коснутся только насыщенности цвета, для режима Hue (тон) — только основного тона (без учета насыщенности), а режим Color (цвет) позволит вам контролировать весь цвет (то есть и тон цвета, и его насыщенность).

Пользоваться режимами смешивания можно не только на слоях. Они доступны и на некоторых инструментах. Например, выбрав кисть нужного диаметра (проще всего, нажав клавишу B) вы можете установить для рисования режим смешивания Color (это делается в панели Options — настройки), и тогда ваша кисть будет рисовать только цветом, не меняя тональной структуры изображения. Надо признать, что это не самый идеальный способ для детального раскрашивания черно-белых изображений, но вполне приемлемый для получения грубого наброска.

Главное, ухватить идею работы режимов смешивания, и новые возможности просто обрушатся на вас. Хотите аккуратно заретушировать темное пятно на сложном объекте? Установите режим смешивания выбранного вами инструмента (Clone Stamp, Patсh, History Brush и т.п.) на Lighten и, несмотря на ваши трясущиеся руки (интересно, чем вы вчера занимались?), вы не сможете повредить светлые участки вокруг ретушируемого вами пятна (если только вы не выбрали в качестве источника то, что намного светлее окружающего пятно пространства). Но и это еще не все — почти после каждой операции в меню Edit (редактирование) появляется команда Fade (растворить) То-Что-Вы-Только-Что-Сделали. У этой команды огромный потенциал. После применения большинства фильтров, воздействующих на яркость или контраст изображения, вам просто необходимо вызвать команду Fade и в появившемся диалоге изменить режим смешивания на Luminosity. В результате действие фильтра коснется только яркостных характеристик вашей фотографии, а цвет останется неизменным. Самым распространенным примером такого применения режима Luminosity является усиление резкости.

После сильного усиления резкости с помощью фильтра Unsharp Mask происходит и незначительное изменение цвета изображения. Иногда оно почти незаметно, а иногда — очень даже. Избавиться от этого побочного эффекта очень просто. Догадались? Правильно, вызываем команду Edit > Fade Unsharp Mask... и устанавливаем режим смешивания на Luminosity. Это настолько просто, что большинство фотографов, знающих об этом способе, делают это после каждого применения Unsharp Mask, не разбираясь, были цветовые сдвиги или нет. Так сказать, во избежание. Ведь профилактика всегда лучше лечения.

Ну вот, собственно, и все для начала. Именно для начала. Поскольку в следующих номерах мы перейдем от теории к практике и будем рассматривать конкретные примеры применения режимов смешивания при обработке фотографий. Но эта теоретическая часть была просто необходима — без нее вы бы так и остались на уровне дикаря, владеющего ядерной боеголовкой.

Но теперь-то вы знаете, что орехи можно колоть иначе.

Например, ручной гранатой...

Источник: Дмитрий Рудаков

Получи доступ к мастер-классам топовых спикеров и базе полезных материалов


Читайте также
Как удалить блик или отражение с очков в Photoshop 2Уровень сложности:
2. Любитель
Как удалить блик или отражение с очков в Photoshop

В этом уроке рассматривается несложная техника по удалению бликов с помощью инструмента Clone Stamp

22.02 0
Как настроить фотошоп 1Уровень сложности:
1. Начинающий
Как настроить фотошоп

Краткий урок про то, как настроить фотошоп после первого запуска.

04.09 0
Как установить в фотошоп шрифты / кисти / плагины / стили 1Уровень сложности:
1. Начинающий
Как установить в фотошоп шрифты / кисти / плагины / стили

Краткий урок про установку шрифтов, стилей и кистей.

04.09 0
Выделение сложных объектов в Фотошопе с помощью каналов 2Уровень сложности:
2. Любитель
Выделение сложных объектов в Фотошопе с помощью каналов

В этому уроке вас научат как не тратить много времени на выделение сложных объектов на фотографиях и при этом получать отличный результат.

16.12 1
Комментарии

×
Подписка на новости Skillsup

Заполните поля, чтобы получать новости о дизайне от Skillsup,
обещаем не тревожить чаще 2-х раз в неделю.
Если передумаете — во всех письмах будет ссылка на отписку.