Превращаем ожидания клиента в список задач по проекту
Превращаем ожидания клиента в список задач по проекту
21 января 2016

Как уловить все пожелания клиента и сделать так, чтобы ваша работа была максимально эффективной? Как делать из клиентских "хочу" to-do list.

Много лет назад одна женщина попросила меня сделать ей новый веб-сайт. Она слышала про меня от подруги, видела мои работы на других вебсайтах и была в восторге от моего портфолио. Она очень хотела работать именно со мной и даже сама предложила заплатить половину стоимости проекта как задаток, чтобы пропустить все формальности знакомства.

По правде сказать, это было прямо как во сне. Мне попался клиент, которые был настолько влюблён в мою работу, что буквально бросал в меня пачкой денег и хотел начать немедленно. – что ещё может быть лучше?

Ох, как же я ошибался

К моему великому сожалению, я не согласовал и не записал на бумаги никаких клиентских ожиданий. Более того, я даже не успел поговорить с ней о том, чего она ждёт от меня, и подходим ли мы друг другу вообще. Я просто начал делать дизайн… и получил «холодный душ» сразу же после того, как выслал ей первоначальные наброски.

Первое, что она сказала, это то, что я вообще не старался, ибо ей не нравилось абсолютно всё в присланной мною работе. А потом добавила, что дизайн совершенно не подходил для её целевой аудитории и вообще, «почему я из-под палки отношусь к её проекту и на полную отдаюсь другим?».

В итоге мне пришлось потратить в пять раз больше времени, чтобы несколько раз переделывать дизайн для этой дамы, и она всё ещё не была полностью довольна им в конце. Эта ситуация показала мне, насколько важно формулировать и закреплять на бумаге ожидания клиента, прежде чем взяться за любой проект.

С тех пор моя работа начинается со следующих четырёх шагов, без какого бы то ни было исключения:

Притирка

Данный этап очень важен и сразу нескольким целям:

  • Во-первых, потенциальные клиенты на этом этапе могут ознакомиться с тем, что я могу и что не могу, а также посмотреть цены на услуги. На этом же этапе они заполняют бриф, который, к слову, демонстрирует, насколько проста и понятна будет наша переписка, и насколько их цели совпадают с моим виденьем.
  • Во-вторых, данный этап показывает, может ли клиент следовать инструкциям. Это может показаться слегка наивным тестом, но я понял, что если человек не способен прочитать инструкцию и давать чёткие ответы на поставленные мной вопросы, то проект обречён на неудачу. К примеру, если я прошу прислать 1 любимый веб-сайт, а мне присылают 27 ссылок – это должно быть тревожным звоночком.

Коммуникация

На этом этапе я разговариваю с заказчиками по телефону или видеосвязи. Тут важно посмотреть на то, как идёт коммуникация, как мы слушаем и обсуждаем идеи друг друга. Подобные разговоры обычно и визуализируют идеи заказчиков в моей голове благодаря тому, что у заказчиков есть возможность объяснить мне суть проекта и их мотиваторы. Даже учитывая, что это всего лишь веб-дизайн, приходится выяснять много подробностей про своих клиентов и их бизнес.

Цели на бумаге

После того, как вы выяснили задачи, их следует записать, обдумать, дополнить и выслать клиенту на утверждение. Это важно сделать до того момента, когда в деле будут замешаны деньги. Позаботьтесь о том, чтобы задокументировать все обязанности сторон, стоимость, сроки выполнения и перечень услуг – ровным счётом всё, что вам удалось выудить из уст клиента и дополнить вашими взглядами. Тогда в случае каких-либо непредвиденных изменений или претензий вы сможете сослаться на согласованный документ. Поверьте, эта маленькая, неважная на первый взгляд бумажка, способна спасти вас от многих часов переработки и огромного количества испорченных нервов.

Эти три простые этапа подготовки позволят вам намного более эффективно работать с существующими клиентами и распознавать тех, работа с которыми не стоит своих денег. Перефразировав известную поговорку, можно сказать, что вы заслуживаете тех клиентов, которые у вас есть! А если учесть, что вы заслуживаете самых лучших, то постарайтесь оптимизировать процесс поиска таким образом, чтобы именно таких и получать.

И скажу по опыту, если на каком-то этапе вы чувствуете, что работа пойдёт «не так, как надо бы», то лучше всего откажитесь от проекта. Подобные предчувствия, особенно после того как вы поработали во фрилансе уже некоторое время, имеют тенденцию к тому, чтобы сбываться. Но не стоит быть грубым, достаточно просто сказать, что ваша компетенция не позволяет вам выполнить работу в данной сфере на 100 из 100. В крайнем случае можно сослаться на нереальную занятость или даже наврать с три короба, если вы видите, что от клиента в дальнейшем будут одни проблемы.

Не смотря на то, что часто хочется быстро взять деньги у нового клиента и преступить к работе, в ваших же интересах сперва прояснить сроки, стоимость, очерёдность оплаты и согласовать все технические детали по проекту. Только таком случае работа будет идти слаженно и эффективно.

Получи доступ к мастер-классам топовых спикеров и базе полезных материалов


Читайте также
Самые эффективные способы продвижения для молодых брендов
Самые эффективные способы продвижения для молодых брендов

Несколько эффективных способов продвижения для молодых брендов

04.03 0
Как дизайнеру сделать портфолио?
Как дизайнеру сделать портфолио?

Советы по созданию портфолио мирового класса для дизайнеров.

01.06 0
Собеседование в стартап: советы дизайнерам
Собеседование в стартап: советы дизайнерам

Какие вопросы задают на собеседовании в стартапы. Что нужно хорошо проработать чтобы вас взяли.

01.06 0
Что нужно, чтобы быть ведущим дизайнеров в топ-стартапе?
Что нужно, чтобы быть ведущим дизайнеров в топ-стартапе?

Какие вызовы несёт в себе работа в топовых стартапах и как сделать её наиболее эффективной.

01.06 0
Комментарии

×
Подписка на новости Skillsup

Заполните поля, чтобы получать новости о дизайне от Skillsup,
обещаем не тревожить чаще 2-х раз в неделю.
Если передумаете — во всех письмах будет ссылка на отписку.