
Мы продолжаем публиковать заметки для упрощения работы фрилансеров. Это уже четвёртый урок из данной серии. По данным ссылкам вы можете найти первый, второй и третий уроки соответственно.
Ключом к успеху любого фриланс-проекта зачастую является не качество вашей работы, а то, насколько хорошо вы коммуницируете с клиентом.
Не верите? Давайте разберемся же, почему в этом утверждении больше правды, чем риэлторов на Авито.
Подумайте о работе с этой точки зрения: вы только что нарисовали логотип, закончили с программированием приложения или сверстали прекрасную страницу «Про нас». Вы вложили в работу все свои умения, опыт, знания и страсть. Но когда вы показываете работу клиентам, они по раскритиковывают её в пух и прах. А бывает и того «лучше»: вам просто говорят, что вы даже близко не попали в то, что им было нужно, и теперь вам нужно всё переработать (на что может уйти один или несколько дней). Бывали в таких ситуациях? Конечно же бывали! Но проблема тут не в вас или ваших скиллах, проблема в плохой коммуникации между вами и заказчиками в процессе выполнения проекта.
Независимо от того, насколько шикарной может быть ваша работа, если вы не в состоянии построить эффективную коммуникацию с вашими клиентами, понять их потребности и решить их задачи с помощью вашего опыта, вы закончите тем, что будете переделывать отличную работу в очередное гуано, коим до верха заполнен интернет. Или хуже того, будете вынуждены идти на поводу у заказчиков из чувства вины и делать правки не только против вашего опыта, но и зачастую против здравого смысла.
Теперь, когда мы поняли, что коммуникация – это фактически один из ключевых моментов успеха проекта, давайте разберемся как вы можете сделать чтобы увеличить её эффективность.
Определите ожидания клиента
Тут самое время найти вверху статьи страницу и почитать первый урок.
Покажите вашу экспертизу
Недостаточно просто сказать клиенту, что вы в состоянии выполнить данную работу. Вы должны уверенно доказать, что именно вы самый подходящий кандидат для этой задачи и у вас есть необходимый опты. А даже если нет, показать общую компетенцию в данном вопросе в отношении компании или бизнеса клиента.
Чётко обозначьте цели и успех
Какие у проекта цели и как можно будет измерить успех? Независимо от того, какие услуги вы предоставляете, клиент должен почувствовать, чем можно будет измерить качество и влияние вашей работы на его бизнес. Даже если вас просят сделать логотип «побольше» или передвинуть его на несколько пикселей вправо чтобы «увеличить продажи» - покажите выгоду от того, что клиент будет делать это с вами. В последствии, вы вполне можете задавить его фактами и кейсами о том, что сдвинув лого на 2 пикселя влево он потеряет 30% продаж, но это уже совсем другая история :)
Делайте еженедельные сверки
Если ваш проект занимает больше недели, постарайтесь сверять прогресс с заказчиками хотя бы один раз в неделю. Показывайте на наглядных кусочках работ, где вы были на прошлой сверке, что вы закончили к этой и что планируете сделать к следующей. Подобная визуализации процесса позволит заказчикам лучше понимать, что происходит и следить за выполнением микро-тасков.
Придерживайтесь границ проекта
Если какая-либо задача не значится в проекте, значит это не то, что вы должны делать бесплатно. Будьте гибкими, но в то же время чётко покажите заказчику, что данные задачи будут выполнены в рамках отдельных бюджетов. Если вы этого не сделаете, то в более чем половине случаев вам просто вылезут на шею и, как минимум, четверть задач вы будете делать на общественных началах за «БОЛЬШОЕ спасибо».
Установите суб-границы
Это в первую очередь касается вашего рабочего времени. Установите рамки рабочего времени, когда вы в обойме на 100% и можете воротить горы и чистить Авгиевы конюшни. Можно добавить несколько часов в сутки, когда вы не работаете, но доступны для решения «горячих вопросов» в переписке или по телефону. Но клиент должен чётко знать и не нарушать те периоды, когда вы не работаете. Дадите слабину – готовьтесь сидеть целые выходные над ну-прям-очень-надо-задачами.
Перефразируйте идеи клиентов своими словами
Часто клиенты путают кислое с длинным и начинают говорить об одних и тех же вещах, но разными словами. В таком случае вам необходимо помочь им сформировать потребность в том или ином действии, после чего объяснить им, в каком поле этот решение находится. Если это внутри очерченных границ проекта – просто заверить их, что вы итак это сделаете, если за пределами проекта – то поговорить о степени необходимости нововведений и согласовать дополнительный бюджет.
Используйте свою экспертизу
Не нужно идти на конфронтации, но когда ваш опыт говорит вам, что данное решение «не выстрелит» или хуже того, оно разрушит всю концепцию, - не молчите, заявляйте об этом в три горла! Вам платят именно за применение вашего опыта и вы не должны позволять заказчикам заниматься самодурством, и пустой тратой денег на ошибочные изменения.
Слушайте
Какой по вашему наилучший способ оправдать и превзойти клиентские ожидания? Внимательно слушайте! Они скажут вам, если вы прислушаетесь. Возможно, вам в некоторых случаях придётся помогать им формулировать фидбек т.к. у них попросту не будет подходящих слов для этого.
К примеру, когда заказчики говорят, что хотят сделать PDF документ на 500 страниц, чтобы предлагать его как бонус за регистрацию, то это означает, что они просто хотят больше подписчиков, а не этот 500-страничный документ. Найдите способ, как дать им то же самое, но более цивилизованными методами и они будут счастливы.
Много талантливых дизайнеров пали жертвой плохих коммуникаций со своими клиентами. Они концентрировались на своих скиллах и забывали про банальную коммуникацию с клиентами. Именно по этой причине не состоялось много хороших проектов.
Надеемся, наши уроки помогут вам в построении эффективной системы коммуникации и вы сделаете не один выдающийся проект. Удачи всем!