Что такое инфографика
Что такое инфографика
11 августа 2019

Зачему нужна инфографика. Пошаговый план, как выбрать правильную визуализацию


Здесь представлена первая глава книги по визуализации данных от Павла Лебедева, бизнес-тренера №1 по инфографике и созданию презентаций. Его лекции и тренинги можно посмотреть на сайте http://лебедевпавел.рф или на его youtube канале Маркетограф

Что такое инфографика

Было время, когда любую визуализированную информацию называли инфографикой, будь то график хождения Винни-Пуха по гостям:

Или, напротив, результаты сложных исследований, которые вы наверняка встречали в энциклопедиях или серьезных журналах. Выглядит красиво. Пусть ничего не понятно, зато очень интересно.

 

 

В принципе, и сейчас от руководителей разного ранга нередко можно услышать: «Нам нужна красивая инфографика». Это когда хочется чем-то оживить унылый текст отчета, и этим «чем-то» должны быть обязательно графики. Такая вот красивая журнальная штука. 



 

Есть ли в этом смысл — неважно. Главное, что красиво, прямо как в журнале.

 

На самом деле визуализация данных не такой уж и новый прием, потому что более двухсот лет назад, еще в 1854 году, Джон Сноу нарисовал схему, которая спасла миллионы жизней во время эпидемии холеры. Как он это сделал? Просто взял карту и точечками отметил на ней, где люди умерли от болезни, а крестиками — где находятся зараженные колодцы; и оказалось, что люди умирают вовсе не от того, что их сглазили, а от того, что вода, которую они пили, грязная. И можно сказать, что эта визуализация помогла спасти миллионы жизней. 

 

 

Хочется надеяться, что сегодня не придется никого спасать при помощи инфографики, но сберечь чье-то время грамотная визуализация вполне может.

 

Вот еще один пример: как Наполеон шел до Москвы и как потом и с какой численностью войск возвращался обратно. 

 

 

Инфографика окружает нас повсюду. То, что мы встречаем в переходах, в аэропортах, метро и других общественных местах, — это навигационная инфографика. 

 

То, что мы видим у себя на телефоне, — это визуализация данных, и так далее. 



 

В современном мире без этого никуда.

 

Представлению информации в наглядном виде в целом и посвящена эта книга. 

 



Если у вас имеется дизайн-макет, в котором есть смысл и этот смысл доносится до аудитории за счет визуализации данных, то, ознакомившись с этой книгой, вы сможете значительно его улучшить. Если вы бухгалтер и ваша стихия — таблицы с бесчисленными данными, она тоже вам поможет. Если по роду деятельности вы постоянно составляете служебные записки или инструкции, она поможет и вам, потому что принципы, о которых я буду рассказывать, применимы при составлении абсолютно любого документа, не говоря уже о коммерческом предложении,  презентациях и многих других вещах.

 

Зачем управлять вниманием

Каковы главные цели визуализации данных? 

 

Цель первая: экономия времени и наглядность. 

Например, сотрудник приносит руководителю отчет, в котором бесчисленное количество таблиц. И сколько у руководителя уйдет времени, чтобы разобраться в них? Совсем другое дело — график, где все сразу понятно и наглядно представлено, что откуда ушло и что куда добавилось.



Цель вторая: донести информацию. 

Очень часто люди говорят, что их задача — информировать других, и на этом я хочу остановиться несколько подробнее.

Взгляните на этот знак, который извещает, судя по всему, что через 500 метров начнется какой-то населенный пункт. 

 

Но если мы ускоримся, чтобы в этот населенный пункт приехать, то окажемся в кювете, потому что через 500 метров крутой поворот. Об этом и информировал знак. Да, на нем есть соответствующий текст, но информация не доносится, особенно если вы не знаете испанский. И задача визуализации — как раз донести вот эту информацию.

 

 

Другой момент: важно подчеркнуть ценность информации. 

 


Однажды мои студенты пожаловались: мол, мы рассказываем сотрудникам про новый регламент работы, но нас почему-то никто не слушает, никому это неинтересно. Мы начали разбираться, а что будет, если люди пропустят эту информацию мимо ушей. Оказалось, что если они не будут соблюдать регламент, то будут плохо работать и в конце концов их уволят. И если, прежде чем рассказывать о новом регламенте, сказать людям об этом, то все будут внимательно слушать. Не само информирование нужно людям, все и так перегружены информацией, — важно понимать, для чего эта информация нужна, и чтобы она залетела в голову, человек должен быть готов ее воспринять.




Цель третья: социальная польза, или то, чем можно поделиться. 

Бывает так, что инфографика особого смысла не несет, то есть полезной информации, по большому счету, никакой нет, тем не менее ею делятся миллионы пользователей на сайте adme.ru

 

 

Миллионы пользователей постоянно заходят туда, чтобы поделиться такими вещами. 



 

Почему? Потому что это поднимает их социальный статус. В рамках компании та же история: есть полезные документы, которыми люди хотят поделиться; есть инструкции, которые вешают на стены, и так далее.




Пример из жизни: на одном из моих мест работы дизайнер начал спорить с заказчиком относительно того, какая плотность точек на дюйм должна быть в макете. И они спорили до тех пор, пока дизайнер не нашел в соцсети схему, показал заказчику и сказал: «Смотрите, здесь написано, как нужно делать, делаем вот так». Заказчик сказал: «Хорошо», — и ушел. 



Но самое интересное, что именно эту схему нарисовал я за несколько лет до того и выгрузил в социальную сеть, а дизайнер ее использовал и потом еще повесил у себя, а когда кто-то приходил, то они вместе сверялись с ней: «Да, действительно, так нужно делать».



Получается, что инфографика служит поводом для того, чтобы чем-то поделиться, то есть несет для человека социальную пользу.

 

 

Четвертая цель, которую преследует визуализация данных, и про это мы будем с вами говорить, — эмоции и переживания. 

Если бы я вам сказал, что жители Великобритании в 200 раз недооценивают количество жертв войны в Ираке в 2003 году, то эмоционально этот факт вас никак бы не зацепил (ну, дай бог на троечку по 10-балльной шкале), и это нормально. 

Но если попытаться показать это визуально так, чтобы вы увидели все несоответствие цифр, результат будет совсем иной. Взгляните:

 

44% людей в Великобритании думают, что в Ираке погибло меньше 5 тысяч человек (каждый красненький крестик — это тысяча иракцев), 15% думают, что от 5 до 10 тысяч человек (уже белый крестик). 

 

На самом деле 123 600 человек — это только солдаты, которые погибли за время конфликта, 654 900 человек —  мирное население, 1 000 000 — столько жертв было всего, включая экономические последствия и болезни. 

 

И получается, что «в 200 раз» производят уже совсем иное впечатление. Когда вы видите это, оно отзывается внутри вас уже очень сильно, и получается, что такая информация действительно цепляет.



Почему важно приносить пользу

Ваш документ глазами вашей аудитории. 

Если документ приносит пользу аудитории, он может решать бизнес-задачи. Вот хороший пример. Хороший пример - напиток «FITOGURU».

 

 

Он стоит 320 рублей за литр, и на упаковке написано, что одна бутылочка на 25% увеличивает интеллект, другая — 365 дней в году защищает и повышает иммунитет; одна для левого глаза, другая для правого и так далее. Однако если вы посмотрите на этикетки с обратной стороны, окажется, что это обыкновенный компот стоимостью 60 рублей за литр. 

 

 

Никакого обмана нет — компот в самом деле обладает полезными свойствами. Но что получается? А получается, что правильная визуализация фактов, грамотное донесение смысла до покупателя помогает увеличить средний чек больше чем в пять раз.

 

Еще хороший пример — инфографика ИКЕА, многие из вас наверняка даже собирали мебель на основании этой схемы. 

 

Она достаточно проста, и ничего особенного в ней нет, тем не менее эта схема экономит компании несколько миллионов долларов в год, а может быть, и больше. Как? Давайте подумаем.

Все очень просто, и дело не в том, что люди собирают мебель сами, и не в том, что они меньше нагружают колл-центр, а в том, что магазины ИКЕА находятся более чем в 70 странах мира и в каждом магазине по 100–150 тысяч товарных позиций. А теперь представьте, что 150 тысяч инструкций нужно перевести на 70 языков мира — какая армия переводчиков, дизайнеров и прочих специалистов должна быть задействована в этом процессе! А эта инструкция избавляет компанию от необходимости перевода и помогает сэкономить деньги.

Для сравнения я нашел картинку, как это происходит у нас в стране, — российскую инструкцию по сборке шкафа. 

 

 

Наверняка многие мужчины матерились, когда собирали шкафы по такой вот инструкции. Но здесь бизнес-задача другая: не нужно адаптировать инструкцию для 70 стран мира, а нужно, чтобы вы не возились самостоятельно, а все-таки вызвали сборщика. И это тоже вариант решения бизнес-задачи.

 

Если вы часто имеете дело с коммерческими предложениями и прочими подобными документами, то, конечно, знаете, что зачастую они выглядят как простой текстовый блок, разбавленный какими-то картинками, ну, может быть, еще с красивым оформлением. 

 

 

 

При этом главную свою задачу — помочь целевой аудитории принять правильное решение — они не выполняют.

И в следующей главе мы подробнее поговорим о том, что же это такое — целевая аудитория, какие решения она принимает, как мы можем ей в этом помочь и что нужно сделать, чтобы люди с удовольствием изучали наши документы, читали их до конца и принимали правильное решение.

 

Посмотрите больше лекций автора - Павла Лебедева - на сайте http://лебедевпавел.рф или на его youtube канале Маркетограф

Получи доступ к мастер-классам топовых спикеров и базе полезных материалов


Читайте также
Курс по инфографике в открытом доступе 2-3Уровень сложности:
2. Любитель
3. Специалист
Курс по инфографике в открытом доступе

Полноценный курс по дизайну инфографики выложен в открытых доступ

20.08 1
Урок от Павла Лебедева - основателя Skillsup.ru: 2-3-4Уровень сложности:
2. Любитель
3. Специалист
4. Профессионал
Урок от Павла Лебедева - основателя Skillsup.ru: "Дизайн инфографики: секреты создания и особенности продажи"

Павел Лебедев - руководитель отдела веб-дизайна в "Лаборатории Касперского" научит нас созданию и продаже инфографики.

14.04 0
-->


Комментарии

×
Подписка на новости Skillsup

Заполните поля, чтобы получать новости о дизайне от Skillsup,
обещаем не тревожить чаще 2-х раз в неделю.
Если передумаете — во всех письмах будет ссылка на отписку.